Гараж для автовладельца без тени сомнения можно назвать вторым домом. Довольно часто в этом месте приходится проводить время, уделяя внимание своим «железным коням». Поэтому гараж должен быть сухим и теплым. Благоприятные условия хранения автомобиля положительно сказываются на его эксплуатационных характеристиках, а также на сохранности основных узлов и агрегатов. В условиях суровых зим утепленный гараж – залог более плавного пуска двигателя и экономии топлива на обогреве авто. К тому же после утепления существенно снижается образование конденсата, который может стать причиной коррозии кузова.
Содержание
Основные моменты
В общем, стоит отметить, что утепление гаража – процесс довольно нужный и полезный. Однако, как и в любом другом деле, здесь нельзя переусердствовать. Некоторые автолюбители считают, что температура внутри этого помещения должна быть как в жилом. Однако это не так. Если разница между температурами внутри и снаружи будет более 30 °С, на поверхности кузова автомобиля может скапливаться влага, что очень вредно для него. В гараже должна быть положительная температура, но при этом она не должна существенно отличаться от внешней. Идеальным показателем для хранения автомобиля считается +5 °С.
Некоторые автолюбители совершают довольно частую ошибку при проведении работ по утеплению — стараясь ограничить доступ холодного воздуха внутрь, они заделывают не только все щели и отверстия, но и вентиляционные каналы. Делать это категорически нельзя по нескольким причинам:
- Во-первых, приезжая зимой на своем автомобиле, вы гарантированно привезете с собой на подкрылках и брызговиках небольшое количество снега, который при плюсовой температуре начнет таять. Так как вентиляции в гараже нет, влага будет скапливаться, тем самым вредя кузову.
- Во-вторых, стоит помнить, что использование автомобиля связано со сгоранием высокотоксичного топлива, поэтому система естественной, а лучше принудительной, вентиляции должна быть обязательно, особенно если гараж примыкает к дому или находится на техническом этаже.
Как лучше сделать утепление гаража. Снаружи или внутри
Как правило, у большинства автолюбителей ответ на этот вопрос однозначный – снаружи. Ведь утепление изнутри скрадывает большое количество полезной площади. Однако, тут все не так просто. Если при утеплении гаража изнутри можно использовать практически любой материал, включая минеральную вату или пленку, отражающую теплоизоляцию, то при работах снаружи выбор материала ограничен. К тому же, если гараж не охраняется, то наружная теплоизоляция может быть повреждена хулиганами.
При утеплении внутри стоит обратить внимание на токсичность и пожаробезопасность материалов, ведь в гараже вы все равно будете проводить какое-то время. Кроме того, в данном помещении находятся легковоспламеняющиеся жидкости. А это исключает возможность утепления некоторыми материалами.
Внутренние работы не так ограничены во времени как наружные, ведь внутри исключается риск попадания на утеплитель осадков или пагубное влияние солнечных лучей.
В любом случае при выборе метода утепления, необходимо провести анализ всех факторов и остановиться на самом оптимальном варианте.
Чем утеплять гараж. Выбор материала
Сейчас на рынке в сегменте утепляющих материалов действительно большой выбор. Наиболее популярными среди них являются:
- Минеральная вата. Она прекрасно подходит как для внутренних, так и для наружных работ. Этот материал имеет отличные звукопоглощающие и теплоизоляционные свойства, что делает его одним из самых лучших теплоизоляций для гаража, примыкающего к дому. К тому же минеральная вата позволяет помещению «дышать», что помогает держать влажность на оптимальном уровне. Для внутренних работ по утеплению применяют материал плотностью от 120 до 180 кг/м3, для внешних – 200-240 кг/м3. Выпускается такая вата в виде матов или в рулонах. Наиболее лучшая по своим теплоизоляционным качествам считается та, которая была произведена на основе базальтовых волокон.
- Стекловата. Это довольно старый материал. Хотя цена на него в сравнении с другими достаточно низкая, он обладает большим количеством недостатков. Во-первых, его сложно монтировать. Делать это необходимо с применением средств индивидуальной защиты, так как при попадании в глаза и на кожу, стекловата может нанести тяжелые травмы. Во-вторых, она плохо переносит влажность. От влаги ее слои комкаются и теряют свои теплоизоляционные свойства, поэтому сверху ее необходимо покрывать слоем пароизоляции. Сейчас стекловата практически не используется.
- Пенопласт. Наиболее популярный материал для производства работ по утеплению стен гаража. Он имеет массу положительных свойств — доступен по цене, легко монтируется, имеет отличные теплоизоляционные качества, не боится влаги, не гниет. Срок службы пенопласта может достигать 40 лет. Наиболее популярным утеплителем считается экструдированный пенополистирол. К недостаткам пенопласта можно отнести высокую горючесть воздухонепроницаемость и боязнь солнечных лучей. Что касается горючести, то для гаража лучше всего выбирать самозатухающий пенополистирол марки ПСБ-С. Он сам гаснет при отсутствии источника, поддерживающего горение. Проблема же воздействия солнечных лучей решается нанесением слоев грунтовки и штукатурки.
- Отражающая теплоизоляция. Один из относительно новых материалов, который набирает все больше популярности. Состоит такая теплоизоляция из слоя полированной фольги и слоя пенополиуретана. Этот материал считается практически идеальным решением для внутреннего утепления гаража. При своей небольшой толщине он обладает прекрасными теплоизоляционными свойствами. За счет отражающей поверхности фольги инфракрасное излучение равномерно распределяется по всей площади гаража, обеспечивая практически одинаковую температуру.
- Теплоизоляционная краска. Это довольно революционный материал. Представляет собой жидкую смесь, в которую входят акриловые полимеры, синтетические каучуки и красящие пигменты. При небольшой толщине слоя подобная изоляция имеет отличные показатели сохранения тепла. Если сравнивать такие краски с минеральной ватой, то слой в 1 мм по своей эффективности равен 50 мм базальтовой ваты. К тому же, этот материал сможет служить в качестве дополнительного антикоррозионного покрытия для металла или дерева, поэтому утепление металлического гаража по такой технологии защитит его от коррозии. Покрашенные данными красками конструкции имеют привлекательный эстетический вид.
Наружное утепление гаража пенопластом
Так как данная методика является наиболее популярной, остановимся на ней подробней. Для утеплительных работ следует выбрать экструдированный пенополистирол толщиной 50 мм. Сделать такое утепление гаража своими руками не сложно, имея начальные строительные навыки. Подсчитав площадь стен постройки, и зная площадь каждой плиты пенополистирола, можно рассчитать потребность в материале.
Для производства работ нам понадобится:
- Пенопласт.
- Грунтовка для камня глубокого проникновения.
- Клей для пенопласта.
- Грунтовочная смесь под штукатурку.
- Сетка армировочная стекловолоконная.
- Штукатурка для внешних работ.
- Специальные дюбеля (грибки длиной не менее 120 мм).
- Строительный инструмент.
Поэтапный порядок проведения работ:
- Первым делом производим подготовку поверхности. Она не должна иметь остатков старой штукатурки, пятен, пыли, масел, краски. Их необходимо обязательно убрать. Все выявленные дефекты в виде выбоин или горбов шпаклюем или удаляем. После очистки поверхности стен их необходимо прогрунтовать. Грунтовку не жалеем.
- Далее разводим клей для пенопласта. Он должен быть двух консистенций – желеобразный и сметанообразный. Первый наносится на поверхность стены, второй – на плиты пенопласта.
- Материал клеим снизу вверх в шахматном порядке. То есть, каждый последующий слой крепится со сдвигом на ½ длины панели относительно предыдущего.
- После укладки пенопласта и высыхания клея, его крепят при помощи специальных дюбелей. Каждая пластина материала закрепляется посередине. На стыке 4 пластин крепится 1 дюбель, который будет держать их все. Под карнизом и по углам дюбели устанавливаются с шагом 300 мм.
- На закрепленный материал наносится первый слой выравнивающей смеси, на которую укладывается стекловолоконная сетка. Второй слой размещают непосредственно на сетку. После его высыхания наносится специальная грунтовка, благодаря которой штукатурка будет держаться на протяжении большого количества времени.
- Грунтовка затирается, а поверх нее наносится штукатурка, которая впоследствии красится специально фасадной краской.
При выполнении данных работ необходимо обеспечить их пошаговость. Дело в том, что пенопласт боится солнечных лучей, поэтому после его установки он сразу крепится, на следующий день монтируется сетка, через день наносится грунтовка и на следующий – штукатурка. Такие сроки ещё связаны с недопущением пересушки грунтовки, ведь в данном случае штукатурка будет держаться намного хуже. Поэтому работы делайте постепенно в таком количестве, чтобы успеть все закончить за 3-4 дня. Хранить пенопласт нужно в темном месте, так как под солнцем он теряет свои свойства, даже находясь в пачке.
Утепление гаража изнутри
Для внутренних работ можно использовать как пенопласт, так и минеральную вату. Порядок работ для пенопласта такой же, как и при наружных работах, а вату можно монтировать намного проще. По периметру стен крепятся обводные планки из дерева или профиля. Пространство между ними заполняется матами минеральной ваты, а сверху слой утеплителя закрывается листами ДВП, OSB и другими, которые крепятся к установленным обводным опорам. Утепление ворот гаража лучше произвести пенопластом и закрыть листовым материалом.
Всю технологию процесса можно увидеть, посмотрев видео по утеплению гаража: