Если вы собрались покупать машину, необходимо сразу же озаботиться приобретением гаража для нее. В противном случае техника прослужит гораздо меньше времени, чем ей положено. В свою очередь гараж должен быть не просто коробкой для временного содержания авто, но служить полноценной защитой от непогоды и злоумышленников, быть удобным местом для ремонта. К первоочередным требованиям относят качественную теплоизоляцию, защиту от влаги и создание хорошей вентиляционной системы. В этой статье мы поговорим о последней, и вы узнаете, как правильно сделать вентиляцию в гараже.
Устройство вентиляции
Существует несколько способов организации вентиляционной системы вообще и в гаражах в частности, однако прежде чем описывать каждую из них, стоит поговорить об особенностях воздухообмена в гараже. Поскольку это специальное помещение для содержания автомобиля, к нему предъявляются особые требования. Свежий воздух должен поступать постоянно в объеме минимум 180 л/ч. Эта норма была установлена еще в советские времена, но все еще действует на всей территории постсоветского пространства, в то время как в западных странах этот стандарт уже поднялся до минимальной отметки в 360 л/ч. А если учесть тот факт, что импортных «западных» машин на улицах гораздо больше, чем автопродукции отечественного производства, можно смело отталкиваться в расчетах от 360 л/ч.
Итак, в гараже можно оборудовать одну из нижеперечисленных вентиляционных систем:
- Естественную – замещение грязного воздуха чистым происходит совершенно естественным образом. Чистый воздух проникает в помещение гаража через трубу, выход которой расположен недалеко от пола, в процессе загрязнения он нагревается и, повинуясь законам физики, поднимается вверх к отверстию вытяжной трубы, расположенному под потолком на противоположной стороне гаража. Вновь поступающие массы свежего воздуха выталкивают отработанный, и он покидает гараж самостоятельно. Движение воздушных потоков осуществляется за счет конвекции и перепада температур снаружи и внутри помещения. Из этого вытекает главный недостаток естественной вентиляции подвала и гаража – когда температуры сравняются, что часто бывает в летнее время, движение воздуха остановится.
- Принудительную – этот тип вентиляционной системы будет работать при любой погоде и температуре, однако при этом потребует подключения к электрической сети. Дело в том, что движение воздушных масс в данном случае осуществляется посредством работы специальных вентиляторов, установленных на концах воздуховодов. Один вентилятор всасывает чистый воздух снаружи, второй вытягивает отработанный воздух из помещения. В результате воздухообмен происходит гораздо быстрее, что позволяет устанавливать принудительную вентиляцию даже в больших гаражах на несколько автомобилей. Недостатком является необходимость работы оборудования от сети, а также стоимость и сложность установки этого самого оборудования. Новичку сконструировать, рассчитать и поставить принудительную вентиляцию будет довольно сложно.
- Комбинированную – по мнению многих специалистов, это самый оптимальный вариант вентиляционной системы на все случаи жизни. Она совместила в себе достоинства двух вышеперечисленных систем и практически лишена недостатков. Так, по организации она полностью совпадает с естественной вентиляцией, однако на одном из воздуховодов имеется вентилятор, который создает тягу в случае естественной остановки движения воздушных масс. Вместо вентилятора или вкупе с ним многие используют специальные дефлекторы. Это особые насадки-ветряки, которые устанавливают на конец заборной трубы, расположенный снаружи, и они подобно флюгерам улавливают порывы ветра и проталкивают внутрь чистый воздух. Дефлекторы позволяют экономить электроэнергию и обеспечивают бесперебойную работу вытяжки в гараже.
Начинать обустройство любой вентиляции в гараже своими руками необходимо с расчетов. Для этого надо знать специфику помещения и его площадь. Тогда можно будет вычислить, воздуховоды с каким сечением потребуются и какой объем воздуха нужно будет замещать в единицу времени. В большинстве случаев применяют следующее соотношение: на 1 м² пространства требуется 15 мм сечения воздуховода. Значит для гаража площадью 5х6 м нужны воздушные отверстия площадью не менее 450 мм². Уделите особое внимание конструкции вытяжки и объемам воздуха, которые нужно замещать. Так, если нет необходимости делать мощную вытяжку, не стоит тратить средства на приобретение дорогостоящей системы принудительной вентиляции – можно обойтись комбинированной системой с дефлектором. Также для удобства рекомендуется установить шиберы либо запорные жалюзи, чтобы контролировать мощность воздушных потоков.
Полезный совет: Чтобы система работала бесперебойно, утеплите воздуховоды пенофолом, пеноизолом, минеральной ватой или другим теплоизоляционным материалом. В противном случае из-за разницы температур на внутренних стенках труб может скапливаться конденсат, который зимой прекратится в иней и забьет трубы.
Опасность конденсата
На выбор вентиляционной системы влияет не только площадь гаража, но и его тип. Так, если металлический или каменный гараж не отапливается, там неизбежно будет появляться и накапливаться конденсат. Но в нашем случае опасно не само наличие воды на внутренних стенах, но то, что она собирает в себе токсические частички выхлопных газов и различных химикатов, которые витают в воздухе. Со временем концентрация их накапливается, «ядовитый» конденсат оседает на автомобиле и может повредить обшивку, не говоря уже о том, что находиться в таком помещении будет вредно для здоровья. Для предотвращения подобной ситуации необходимо соорудить хотя бы простейшую естественную вентиляцию.
Если в гараже имеется погреб или смотровая яма, в зимнее время температура внутри будет всегда отличаться от температуры снаружи, что объясняется физическими характеристиками грунтов. А мы уже знаем, что следствием таких температурных перепадов является конденсат. Однако естественная вентиляция не справится с проветриванием и подвала с ямой, и помещения гаража, поэтому рациональнее будет применить принудительную или комбинированную схему.
Как сделать вентиляцию в гараже
Любая вентиляционная система предполагает наличие как минимум двух отверстий: приточного и вытяжного. После произведения расчетов необходимо приобрести воздуховоды соответствующего сечения. Для этого можно использовать асбестоцементные, металлические оцинкованные или поливинилхлоридные трубы. Самым простым способом является прорезание вентиляционных отверстий на противоположных сторонах гаража и перекрытие их решетками. Располагайте вентканалы на максимальном удалении друг от друга, чтобы отработанный воздух мог замещаться чистым в полном объеме. Приточное отверстие делайте в нижней части ворот или передней стенки гаража, а вытяжку выводите над крышей. Для этого потребуется вертикально установить трубу, утеплить ее и оборудовать дефлектором для повышения эффективности работы и снижения теплопотерь.
Естественная вентиляция является наиболее простой и дешевой из всех остальных схем. Сделать ее довольно просто: в нижней части ворот гаража врезают приточные решетки из мелкоячеистой сетки, чтобы внутрь не попадала грязь, насекомые или животные. На противоположной стене внутри гаража в 1,5-2 м от уровня пола делают вытяжную решетку или устанавливают трубу. Чтобы знать, как сделать естественную вентиляцию в гараже правильно, нужно следовать простым правилам. Во-первых, делать приточные отверстия в 2-3 раза больше вытяжных и располагать их примерно в 10 см от уровня пола. Во-вторых, вытяжное отверстие всегда нужно размещать выше уровня приточного минимум на 1,5 м (в идеале 2-3 м). Если делаете вентиляцию в погребе, выводите вытяжной воздуховод на улицу и поднимайте его над уровнем земли на меньше, чем на 50 см, чтобы была хорошая тяга. В-третьих, старайтесь размещать приточное и вытяжное отверстия четко по диагонали на противоположных сторонах помещения.
Для создания комбинированной вентиляции придется потратить немного больше денег, зато уровень сложности монтажа будет не выше, чем в случае с естественной схемой. Все отличие заключается в том, чтобы вставить вентилятор в приточный воздуховод. Обратите внимание на положение вентилятора – он должен всасывать чистый воздух с улицы, а не наоборот! Если идея с усиленным забором чистого воздуха вам не нравится, можно поставить вентилятор на вытяжную трубу, тогда он будет быстрее вытягивать выхлопные газы наружу. В любом случае создастся стабильная тяга, улучшающая функциональность системы. Следует брать во внимание, что для комбинированной системы существует одно ограничение касательно расположения приточного и вытяжного отверстий: их ни в коем случае нельзя делать на одной линии напротив друг друга, а следует размещать по диагонали. Сила тяги также зависит от мощности используемого вентилятора. Узнать этот параметр можно вполне самостоятельно, посмотрев в соответствующий СНиП или в зависимости от объема помещения. В начале статьи мы уже говорили, что СНиП, разработанный еще во времена Советского Союза, гласит, что объем воздухозамещения должен быть не меньше 180 л/ч, но поскольку большинство автовладельцев предпочитает использовать продукцию западного производства, логично придерживаться западных же стандартов – 360 л/ч. В качестве альтернативного варианта можно рассчитать мощность вентилятора по объему помещения. В случае с гаражом лучше всего, если воздух там будет полностью меняться 5-7 раз в час. Итак, найдите объем гаража, умножив его высоту, ширину и длину, затем умножьте полученное значение на кратность воздухообмена гаража, равную 5 и получите число, которое будет означать рекомендованную производительность вентилятора в час.
Для эффективной работы системы важно правильно рассчитать диаметр воздуховодов и делать приточный и вытяжной отверстия равного размера. Если комбинированная вентиляция будет оснащена механическим притоком, потребуется естественная вытяжка, которая справлялась бы с поступающим объемом воздуха, и наоборот.
Как правильно сделать вентиляцию в погребе гаража? В этом случае потребуется проветривать и подземное пространство, и само помещение, где находится автомобиль. Если поставить вентилятор и на приток, и на вытяжку, получится вентиляция принудительного типа, и движение воздушных масс в помещении будет постоянным и сильным. Главным недостатком полностью механизированной системы является то, что воздух, непрерывно поступающий с улицы, в зимнее время будет довольно холодным, и все усилия по теплоизоляции сведутся к нулю. Поэтому если иного выхода, как оборудовать принудительную вентиляцию, нет, рекомендуется оснащать систему аппаратом для нагревания воздуха – рекуператором. Рекуператор – это устройство в виде моноблока, через которое проходит заборный и вытяжной воздуховоды. Тепло нагретого воздуха, который покидает гараж, передается в нем поступающему внутрь чистому холодному воздуху.
Подобные системы с рекуперацией способны вполне заменить собой отопление, сэкономив средства на обогрев помещения. Конечно, их стоимость и монтаж обойдутся недешево, зато это оптимальный вариант для больших гаражей на несколько автомобилей. Помимо рекуператора конструкция включает множество других составляющих: воздушные фильтры, датчики и т.д.
Выбирая способ, как правильно сделать вентиляцию в гараже, необходимо прежде всего отталкиваться от финансовых возможностей, наличия электросети и параметров помещения. Большую роль в эффективности работы системы играют правильные расчеты. В большинстве случаев можно «отделаться малой кровью», оборудовав простейшую естественную систему, но если вы замечаете, что она не справляется, не тяните с модификациями и преобразованием, чтобы не навредить ни автомобилю, ни собственному здоровью.
Напоследок предлагаем посмотреть полезное видео, как сделать вентиляцию в гараже: