На сегодняшний день существует колоссальная масса материалов, которые используются в качестве дорожных покрытий. Очевидно, что с каждым годом выбрать наиболее оптимальный материал все сложнее, так как речь идет о ресурсах, которые становятся все совершеннее. Сотни компаний, работающих над выпуском лучших дорожных покрытий, в последнее время выпускают материалы, которые практически лишены недостатков, однако без мелких особенностей зачастую дело не обходится.
Содержание
В последнее время хозяева частных домов делают выбор в пользу брусчатки или обычной тротуарной плитки, так как характеристики этих ресурсов соответствуют целому ряду требований.
В это же время стоит обратить внимание на асфальтовые покрытия, которые со временем используются все реже, однако определенные преимущества все же имеют. Более того, нередко хозяева принимают решение собственноручно провести укладку асфальта возле своего дома, и не прогадывают. В конечном итоге получается колоссальная экономия, и, если соблюдены все тонкости технологии, качественный результат. Что касается технологии, то необходимо изучить существующие варианты создания дорожного покрытия, а также имеет смысл обратить внимание на типы асфальта, от которых действительно зависит многое, учитывая специфику эксплуатации покрытия.
В материале мы рассмотрим главные детали, связанные с укладкой асфальта возле дома своими руками. Кроме того, в статье мы проанализируем те самые детали, от которых зависит качественный результат укладочных работ. Конечно же, имеется немало нюансов, на которые стоит обратить внимание в процессе работ.
Главные особенности асфальтового покрытия
Прежде всего стоит сказать, что ранее асфальтовые покрытия были основными при обустройстве различных территорий. В последнее время во многих случаях асфальт меняется на плитку, которая по характеристикам, возможно, немного хуже асфальта, однако себестоимость и внешний вид плитки – это те самые факторы, которые создают другим покрытиям некоторые проблемы в плане конкуренции.
В это же время стоит сказать пару слов о надежности асфальтового покрытия. Наверняка многие слышали о том, что при использовании определенных технологий, разработанных уже много лет назад, асфальт превращается в практически неуязвимое покрытие, которое с легкостью служит на оживленных автомобильных трассах в течение долгих лет, причем без дополнительного ремонта. Это правда, но при этом стоит обратить внимание на тот факт, что подобные технологии подразумевают создание огромного слоя покрытия, стоимость которого просто колоссальная.
Если же говорить об укладке асфальта в рамках частной территории, либо около неё, то зачастую создается небольшое по толщине покрытие, которое не способно составить конкуренцию вышеуказанному покрытию. Таким образом, надежность и долговечность такого асфальта вполне сопоставима с плиточным покрытием. При этом стоит помнить о том, что асфальт имеет совершенно иные положительные стороны, о которых мы поговорим далее в этом материале.
Также хотелось бы сказать пару слов о внешнем виде асфальта, который укладывается возле частной территории. С виду асфальт является крайне простой поверхностью, которая сочетается практически с любыми домами, целыми участками или конкретными дизайнерскими проектами. Кроме того, нельзя обойти стороной тот факт, что асфальт попросту привлекает своей гладкой поверхностью, которая является лучшей основой для передвижения на автомобиле или другом транспорте.
Преимущества и недостатки асфальтового покрытия
Стоит иметь в виду, что положительных сторон у асфальтового покрытия очень много, и только благодаря этому спрос на него существенно не снижается.
- Отсутствие деформаций при различных условиях. Надежность асфальта касается не только его прочности, но и отсутствия деформаций при существенных изменениях температуры воздуха. Нередко ситуация обстоит таким образом, что отдельные покрытия крайне негативно чувствуют себя в условиях, когда температура резко меняется с минусовой на плюсовую, и наоборот. Асфальт же, а свою очередь, совершенно не реагирует на эти изменения. Именно поэтому данное покрытие является основным для автомобильных дорог на территории СНГ. В это же время, если бы климат был стабильно теплым, вместо асфальта можно было бы использовать бетонные поверхности, которые, к сожалению, при резких перепадах температур могут существенно повредиться. Очевидным является и тот факт, что при соблюдении определенных технологий асфальту практически ничего не грозит.
- Возможность проведения ремонта. Как известно, в случае появления каких-то проблемных мест на асфальте происходит ремонт. Зачастую речь идет о ямочном ремонте, который иногда приносит положительные плоды, однако специалисты отмечают, что на сегодняшний день при возникновении ям ремонт помогает лишь на короткий промежуток времени, а далее ситуация резко ухудшается.
- Практичность. Стоит иметь в виду, что асфальтовое покрытие подходит практически для любых нужд. Практика показывает, что его состояние не ухудшается даже тогда, когда по нему активно передвигаются автомобили различного веса и габаритов. Более того, нередко на центральных улицах городов проходят парады с танками, которые несколько повреждают асфальт, но при этом особых проблем это не приносит. В таких же условиях плитка или какой-то другой материал оказались бы в более плачевной ситуации. Также практичность касается того факта, что покрытие из асфальта, как уже говорилось ранее, подходит для любых существующих условий.
- Влагостойкость. Для некоторых материалов, используемых в качестве покрытия для дорог и тротуаров, влага является серьезным врагом. Зачастую речь идет о повреждениях, которые появляются после дождя и во время активного использования покрытия. Опять же, тротуарная плитка, которая изготавливается на основе бетона, в таких условиях показывает активное разрушение, особенно если марка бетона далеко не самая дорогая.
- Небольшая стоимость. Как мы уже говорили, если создавать асфальтовое покрытие по той или иной технологии, применяющейся для автомобильных трасс, то поверхность окажется практически неуязвимой. В случае с укладкой асфальта перед частным домом мы имеем достаточно тонкое покрытие, затраты на создание которого не намного больше, чем затраты на укладку площадки тротуарной плиткой. В любом случае, если площадка, на основе которой будут проводиться подобные работы, достаточно крупная, затраты не могут быть мелкими.
- Долгий период эксплуатации. Очевидно, что если асфальтовое покрытие создано четко по технологии, в которую входят даже самые мелкие детали (не очень важные на первый взгляд), то покрытие будет служить очень долго. Конечно же, в течение этого периода появятся различные изъяны асфальта, прогнозировать появление которых практически невозможно, однако и в таких условиях эксплуатировать покрытие можно без особых проблем.
Конечно же, выше представлены не все положительные стороны, так как на самом деле их очень много. К примеру, можно отметить отсутствие необходимости в уходе за покрытием, а также отменную износостойкость. Ситуация обстоит таким образом, что асфальт имеет куда больше положительных сторон, чем недостатков.
Если говорить о недостатках асфальта, то в большинстве случаев они не имеют особого значения. К примеру, многим хозяевам не нравится резкий запах покрытия. Однако этот самый аромат чувствуется лишь некоторое время после укладки покрытия, дальше ничего подобного не наблюдается. В это же время некие неприятные запахи дают о себе знать при жаркой погоде.
Кроме того, отдельные специалисты отмечают тот факт, что асфальт, несмотря на свою надежность, нередко начинает портиться. Речь идет о различных экстремальных условиях, в которых асфальт может пребывать. Если говорить об обычном участке, то никаких подобных проблем наблюдаться не должно.
Ну и в конце этого раздела важно отметить тот факт, что получить надежное асфальтовое покрытие можно только в том случае, если при его создании были учтены все тонкости технологии. Кроме того, не помешает обратиться к специалистам, которые, возможно, поделятся дельным советом, позволяющим с легкостью провести все необходимые мероприятия.
Виды асфальтовых покрытий
Как и в случае с другими ресурсами, которые можно использовать в качестве дорожного покрытия, асфальт делится на несколько видов.
- Горячий асфальт. Это достаточно распространенное покрытие, которое используется на самых разнообразных дорожных участках, в том числе и на тротуарах. В состав данного покрытия входит песок, жидкий битум, минеральный порошок, а также гравий или щебень. Таким образом, под воздействием достаточно высоких температур можно получить однородную массу ресурса, подходящего для асфальтирования. Стоит отметить, что процесс укладки асфальта происходит в течение 4-х часов после изготовления. В том случае, если температура горячего асфальта становится менее 120 градусов по Цельсию, то созданное покрытие может оказаться крайне некачественным. Если говорить о достоинствах данного вида асфальта, то можно отметить высокую прочность покрытия, немалую долговечность, а также вполне небольшую стоимость. Недостатки у этого покрытия также имеют место быть, и в первую очередь стоит отметить необходимость в катках или виброплитах. Кроме того, асфальтовое покрытие можно достаточно легко повредить в том случае, если за окном имеется слишком теплая погода. Ну и в конце хотелось бы сказать, что полноценная эксплуатация горячего асфальта возможна только через 6 часов после укладки.
- Холодный асфальт. В данном случае главной особенностью покрытия является тот факт, что битум представляет собой не вязкое вещество, а жидкое. Кроме того, используются самые разнообразные добавки, которые положительно влияют на ситуацию, связанную с созданием надежной поверхности. Если сразу же перейти к положительным сторонам данного покрытия, то можно отметить возможность сразу же эксплуатировать поверхность после укладки. Кроме того, в таком покрытии практически отсутствуют вредные вещества, а также холодный асфальт отличается высокой долговечностью. Если же говорить о недостатках холодного асфальта, то здесь однозначно имеется проблема в виде слишком высокой стоимости покрытия. Таким образом, мало кто решается делать выбор в пользу этого асфальта, так как непосредственно эксплуатационных различий между этим и прошлым покрытием – минимум. Также для многих хозяев является проблемой необходимость ручной утрамбовки покрытия. Поэтому, возможно, придется довериться специалистам.
- Литой асфальт. Многие специалисты сравнивают горячий асфальт с литым, и действительно, эти покрытия имеют похожие составы, но в это же время последний имеет больше битума и различных минеральных составляющих. Дорога, созданная на основе литого асфальта, будет отличаться высокой прочностью и надежностью, но при этом поверхность будет иметь небольшой рельеф. К слову, он никак не влияет на эксплуатацию асфальта. Что касается положительных сторон этого асфальта, то можно отметить полную водонепроницаемость, а также стойкость к деформациям. Более того, литой асфальт демонстрирует отменную стойкость к переменам температурного режима. Интересно то, что укладывать литой асфальт можно практически в любое время года, и поверхность будет радовать колоссальной долговечностью. К недостаткам можно отнести необходимость в использовании специальной техники, а также высокие ценники, начиная от тех, которые относятся непосредственно к сырью.
- Цветной асфальт. В данном случае покрытие может быть и «горячим», и «холодным». Что касается названия данного покрытия, то речь идет об использовании цветного щебня, а также некоторых красителей, положительно влияющих на внешнюю составляющую асфальта. Очевидно, что это прекрасный вариант для тех людей, которые хотят реализовать какой-то дизайнерский проект, либо какие-то небольшие задумки. На самом деле, изменить цветным асфальтом можно многое. Что касается положительных сторон цветного асфальта, то здесь стоит отметить, конечно же, внешний вид покрытия, а также отменное шумопоглощение и неплохая долговечность. Кроме того, в темное время суток немного осветленная поверхность выглядит намного отчетливее, что очень хорошо для автомобильной трассы. В это же время стоит иметь в виду, что данное асфальтовое покрытие используется достаточно редко по причине высокой стоимости. В это же время нередко задействуются фрагменты на основе цветного асфальта, что позволяет создать долговечную разметку.
- Использование асфальтной крошки. Стоит сказать, что при создании дорожных покрытий нередко используется вторсырье. Речь идет о материалах, которые лучшим образом подходят для создания полноценных покрытий, и нередко это асфальтная крошка. Суть идеи состоит в том, что после определенного периода эксплуатации асфальт постепенно приходит в негодность, далее просто снимается определенный слой при помощи специального оборудования, и эти самые отходы позже поддаются фрезерованию или обычному дроблению. Что касается положительных сторон, связанных с использованием вторсырья, то можно отметить отсутствие размытия поверхности водой, отменной дренажной составляющей. Кроме того, речь идет о спекании состава под действием солнечного излучения. Недостатки здесь более чем серьезные, и в первую очередь это необходимость в использовании специальной техники для укатки поверхности, а также низкая долговечность покрытия. Если мы говорим о создании асфальтового покрытия прямо возле дома, и эта поверхность не будет эксплуатироваться достаточно жестко и интенсивно, никаких проблем быть не должно.
Таким образом, после рассмотрения каждого возможного варианта покрытия, необходимо обращать внимание на детали, связанные с денежной стороной, трудоемкостью и качеством асфальта. Учитывая, что каждое покрытие имеет свои достоинства, недостатки и прочие специфические детали, сделать выбор будет непросто. Имеет смысл снова обратиться к помощи специалистов, которые дадут свою авторитетную оценку имеющейся ситуации.
Технология укладки асфальта перед домом
Как мы уже говорили ранее, технология укладки асфальта является достаточно серьезным вопросом, и даже в том случае, если была допущена минимальная оплошность, весь процесс может закончиться крайне негативным результатом. Опять же, следует проводить данное мероприятие как минимум с парой помощником, чтобы в случае возникновения проблем можно было их обсудить и прийти к единственному верному решению. Можно с уверенностью сказать, что спорных ситуаций будет однозначно много, учитывая немалое количество тонкостей технологии.
Подготовка к укладке асфальта
Подготовительные работы являются не менее важными, чем сама укладка асфальта. От основы зависит то, насколько качественную мы получим поверхность уже в процессе эксплуатации. Важно акцентировать внимание на том, что подготовка включает в себя сразу несколько этапов. Среди них:
- В первую очередь производится разметка территории. Мы должны знать то, в каких рамках будет проводиться процесс, а также брать во внимание, что укладка асфальта может помешать каким-то другим объектам, находящимся рядом. Кроме того, если укладка асфальта происходит на участке, где имеются различные коммуникации, следует серьезно анализировать имеющуюся обстановку. К примеру, если возникнет какая-то проблема с трубами, находящимися под землей, придется попросту удалять асфальт. При таком раскладе плитка является более верным решением. Лучше всего вообще избегать подобных участков, чтобы в случае необходимости ремонта коммуникаций можно было оставить асфальт невредимым. Также не следует игнорировать крупные растения, в том числе и деревья, которые могут повредить асфальт своей корневой системой. Поэтому имеет смысл комплексно анализировать местность, и на основе полученной информации делать осмысленные выводы.
- Далее необходимо провести удаления небольшого слоя грунта. Необходимо избавиться примерно от 20 см слоя земли. При этом стоит реализовывать небольшой уклон поверхности, чтобы по уложенному асфальту стекала вода во время осадков. Это является очень важным этапом по причине того, что интенсивное действие воды на асфальт негативно влияет на его состояние. Для того чтобы контролировать данный вопрос, можно использовать строительный уровень, при помощи которого наклон получается наиболее верный.
- Теперь же пришло время создать бордюр по периметру углубления. В данном случае можно использовать самые различные ресурсы, вплоть до обычных камней.
- Далее приходит время обустроить углубления. Специалисты рекомендуют наполнить яму щебнем (фракция и количество материала определяется в зависимости от имеющейся ситуации и размеров участка) примерно на 5 см. Важно отметить, что после укладки щебня происходит тщательное уплотнение материала, что позволяет получить наиболее качественную основу для асфальта. Для качественной трамбовки не помешает также произвести смачивание ресурса.
Укладка асфальта
Сам процесс асфальтирования территории состоит из важнейших трех шагов:
- Сразу же после того, как смесь для асфальтирования была доставлена к необходимому месту, нужно произвести её распределение по всему участку. Для этого дела необходимо как можно больше рабочих рук и обычных лопат. Нужно следить за этим процессом, чтобы распределение было на самом деле равным. Это позволит получить качественную поверхность в самом конце этих мероприятий. Также для равномерного распределения материала нередко используется специальная швабра, которую наверняка видели многие люди, наблюдающие за профессиональным асфальтированием дорог и тротуаров. Что касается толщины слоя, который необходимо заасфальтировать, то многое зависит от назначения участка, а также непосредственно от самой смеси. Ранее мы говорили о разных видах асфальта, которые имеют свои особенности.
- Второй этап так же крайне важный, так как он затрагивает необходимость в уплотнении будущего асфальтового покрытия. Необходимо помнить, что для этого может понадобиться либо каток, либо виброплита. Нередко уплотнение покрытия происходит вручную, однако результат может оказаться не слишком качественным. Стоит иметь ввиду, что для предотвращения налипания необходимо смачивать асфальт водой. Прежде всего это касается асфальтирования при помощи катка.
- Нужно помнить, что непосредственно укатка покрытия проводится снизу вверх, а уже после этого, когда начинают образовываться швы, следует проводить перпендикулярное укатывание.
Отдельно специалисты отмечают, что для движения пешеходов толщина асфальта в конечном итоге должна составлять примерно 5 см. Если же по территории передвигаются автомобили, то существует необходимость в толщине от 8 до 10 см.