Ворота – один из самых главных архитектурных элементов оформления участка частного дома. От правильного выбора конфигурации ворот зависит не только удобства заезда и выезда автомобиля, но и безопасность. Существует множество разновидностей конструкций ворот. О том, что такое откатные ворота, а также то, как сделать их своими руками, расскажем далее.
Содержание
- Особенности и разновидности конструкции откатных ворот
- Требования к установке ворот откатного типа
- Какие материалы и инструменты необходимы для изготовления откатных ворот
- Выбор материала для изготовления откатных ворот
- Очередность изготовления конструкции своими руками расчет и разработка проекта
- Установка столбов и фундамента откатных ворот
- Как изготовить раму и обшить полотно откатных ворот своими руками
- Установка механизма откатных ворот
- Установка и проверка работы откатных ворот
- Выбор и монтаж электропривода
- Откатные ворота своими руками: видео
Особенности и разновидности конструкции откатных ворот
В основном в частных домах используют следующие типы ворот:
- Распашные. Состоят из двух, чаще всего равных, половинок, которые распахиваются внутрь двора или наружу. Преимуществом данного типа ворот является то, что для их установки и функционирования не нужно много пространства. Они станут идеальным решением для узких дворов, где места для хода откатной створки попросту нет. Недостатком распашных ворот является их сложная автоматизация.
- Откатные ворота. Являются одними из самых популярных видов. Состоят из одной, реже двух створок, которые раскрываются в две стороны. Имеют более сложную конструкцию, чем распашные, однако, за счет этого проще автоматизируются.
В настоящее время устанавливают несколько основных видов откатных ворот:
- Подвесные ворота. Створка такой конструкции подвешена на специальной балке, которая соединяет два столба проема. Недостатком такой конструкции является то, что негабаритный транспорт, в случае необходимости, не сможет проехать через проем. Преимущество подвесных откатных ворот заключается в их надежности.
- Рельсовые ворота. Особенности такой конструкции заключаются в наличии опорного рельса, по которому передвигается створка. Преимуществом рельсовых ворот является то, что они могут перекрыть воротный проем любой ширины, что нельзя сказать о консольных конструкциях. Однако, наличие препятствия в виде нижнего рельса не всегда допустимо.
- Консольные ворота. Отличаются отсутствием опорных рельсов и подвесных балок в воротном проеме. Благодаря этому эксплуатационные характеристики данной конструкции существенно улучшаются. Все элементы данного типа ворот спрятаны за секцией забора, что улучшает их надежность. Недостатком консольной конструкции является ограниченность ширины воротного проема. Правда, для частного дома это не является решающим фактором.
Требования к установке ворот откатного типа
Установка откатных ворот консольного типа предполагает наличие определенных условий:
- Ширина фронтальной части участка должна быть достаточной для свободного хода створки. Длина консольной створки равна ширине воротного проема плюс 2/5 ширины, а также плюс допуски по 200 мм с каждой стороны. Сторона забора, за которую будет «прятаться» створка, не должна быть меньше заданной длины. В противном случае, монтаж консольных ворот невозможен.
- Металлоконструкция створки должна быть достаточно крепкой, чтобы выдержать боковые нагрузки. При ее изготовлении особое внимание следует уделить качеству сварных швов.
- Фурнитура откатных ворот должна полностью соответствовать условиям эксплуатации — весу створки, ее длине, погодным условиям. Неправильно подобранная фурнитура может стать причиной проблем во время работы ворот.
Какие материалы и инструменты необходимы для изготовления откатных ворот
Для изготовления и монтажа откатных консольных ворот требует наличие определенных материалов.
Для изготовления створки нужны:
- Труба профильная сечением 60 мм х 30 мм, толщиной стенки не менее 4 мм. Ее используют для изготовления внешней рамы створки.
- Труба профильная сечением 40 мм х 20 мм, толщиной стенки не менее 4 мм. Ее используют для изготовления внутренней рамы створки.
- Профнастил, лист стальной оцинкованный для обшивки каркаса ворот.
- Электроды, саморезы для металла, грунтовка краска.
Для изготовления опорной рамы системы:
- Швеллер №20 (ширина полки 200 мм) для изготовления опорной конструкции роликовых опор.
- Арматура диаметром 8-10 мм. Для изготовления армирующего пояса фундамента опорной конструкции.
- Анкерные болты для установки роликовых кареток.
- Цемент, песок, щебень, вязальная проволока для заливки фундамента.
Для установки столбов:
- Труба профильная сечением 100мм х 100 мм, для установки стержня столба.
- Арматура диаметром 8-10 мм — для бетонирования столба, а также установки закладных.
- Труба профильная сечением 40 мм х 20 мм — для установки нащельников.
- Полоса шириной 50 мм для установки закладных.
- Кирпич декоративный для обкладки столбов.
Фурнитура откатных консольных ворот:
- Каретка роликовая с регулировочными пластинами– 2 шт.
- Ролик верхний опорный – 1 шт.
- Ролик нижний опорный – 1 шт.
- Верхний и нижний улавливатели – по 1 шт.
- Шина направляющая – 1 шт.
- Заглушка торцевая 1 шт.
- Электропривод и средства управления. Для автоматизации ворот продаются готовые комплекты, которые включают в себя электропривод, систему распознавания (брелок) и другие элементы управления.
Из инструментов понадобится:
- Сварочный аппарат.
- Дрель.
- Шуруповерт.
- Набор гаечных ключей.
- Уровень, отвес, угольник, рулетка, карандаш, мел.
- Бетономешалка. Мешать придется довольно много, поэтому лучше этот процесс механизировать.
Выбор материала для изготовления откатных ворот
Если с металлопрокатом все более или менее понятно, и ошибиться в его выборе практически невозможно, то выбирать фурнитуру откатных ворот довольно сложно и подойти к этому вопросу следует очень ответственно. Как правило, фурнитура продается в готовых комплектах, которые содержат в себе все необходимые элементы.
На что нужно обратить внимание при покупке фурнитуры:
- Качество сборки деталей. Здесь компромисса быть не должно. Все детали должны быть изготовлены из высококачественной стали (не должно быть присутствия пластика). В роликовых каретках ролики должны быть стальными, собранными на качественных подшипниках. Направляющая должна быть прямой без изгибов.
- Наличие гарантии со стороны продавца. Это очень важный момент. Если гарантия отсутствует, такой комплект не стоит покупать. Большие нагрузки и экстремальные условия эксплуатации могут стать причиной серьезных проблем в эксплуатации ворот. А менять роликовые опоры зимой – удовольствие «ниже среднего».
Очередность изготовления конструкции своими руками расчет и разработка проекта
Работы по изготовлению и установке откатных ворот своими руками проводят в следующем порядке:
- Разработка и согласование проекта откатных ворот.
- Подготовка фундамента и установка столбов с нащельниками.
- Подготовка фундамента для опорного швеллера и его установка.
- Сборка каркаса створки и обшивка ее профнастилом.
- Установка фурнитуры откатных ворот.
- Проверка правильности установки и тестовые испытания створки.
- Установка автоматики.
Разработку проекта даже в случае самостоятельного изготовления и установки откатных ворот лучше доверить профессионалам. Они смогут сделать чертежи и подобрать фурнитуру под необходимую ширину воротного проема.
Установка столбов и фундамента откатных ворот
Первым этапом в строительстве откатных ворот является сооружение столбов:
- Для этого копаются 2 ямы размером 500 х 500 мм и глубиной до 1 метра. На их дно отсыпается слой песка и щебня толщиной по 150 мм и тщательно утрамбовывается.
- Затем на дно укладывается армирующий пояс из порезанной арматуры диаметром 10 мм.
- В средину устанавливается столб из профильной трубы, который приваривается к армирующему поясу.
- На данном этапе в трубу закладывается проводка для автоматизации ворот. Делать это нужно даже в том случае, если на данном этапе не планируется установка привода. Проводка может быть спрятана для будущих работ. Когда все готово, можно устанавливать опалубку и заливать ее бетоном.
- Строить оба столба можно параллельно, чтобы не терять время. Как только бетон застынет, столб обкладывают декоративным кирпичом, делая при этом закладные для установки нащельников.
- Далее возле столба, в сторону которого будет открываться створка, копают траншею шириной 400 мм, длиной равной половине ширины проема, и глубиной 1-1,5 метра. На дно также укладывается щебень и песок.
- Затем к швеллеру снизу приваривается арматура, чтобы получилась так называемая банкетка. Затем в траншею устанавливается опалубка, в которую устанавливается металлоконструкция швеллера и заливается бетон. До полной прочности фундамент должен простоять не менее 25 суток.
Как изготовить раму и обшить полотно откатных ворот своими руками
Пока бетон фундамента сохнет, можно приняться за изготовления рамы створки.
Состоит она из внешнего каркаса и внутреннего каркаса.
Внешний каркас имеет форму трапеции, верхняя сторона которой равна ширине проема плюс 200 мм, нижняя – равна верхней + 2/5 длины.
Порядок работ:
- Верхняя и нижняя стороны соединяются двумя вертикальными стойками высотой примерно 1700 мм и раскосом. Он необходимо для придания конструкции жесткости.
- Все элементы свариваются между собой. При сварке необходимо обеспечить правильность углов и нахождение всех деталей в одной плоскости. После сварки сварные швы необходимо зачистить при помощи шлифмашинки.
- Когда внешний каркас сварен, можно приступать к приварке внутреннего. Для этого используется труба 40 х 20 мм. Он необходим для крепления профнастила и придания всей конструкции жесткости.
- Вертикальные трубы устанавливают таким образом, чтобы стык листов профнастила приходился на трубу.
- Последним шагом к нижней трубе рамы приваривается направляющая из комплекта фурнитуры. Приваривают ее прихватками по 20-30 мм с шагом 300 мм.
- После сварки внутреннего каркаса, его можно обшивать профнастилом, и производить покраску.
Установка механизма откатных ворот
Когда рама ворот готова, а фундамент окончательно выстоялся, можно приступать к монтажу механизма.
На швеллер монтируются роликовые каретки. Разместить их необходимо как можно дальше друг от друга. Однако, при этом стоит учитывать то, что размер нижнего концевого ролика составляет 150 мм, и, если каретку установить слишком близко к проему, створка не будет полностью закрываться. Заднюю каретку нужно устанавливать таким образом, чтобы при закрытии створки она не выбивала заглушку.
Роликовые каретки устанавливаются двумя способами:
- На регулировочные пластины.
- На прихватки.
В первом случае к швеллеру приваривается регулировочная пластина, в которую вкручены болты. Именно к ним крепится каретка. Этот способ более дорогой, однако, позволяет более точно выставить каретки.
Во втором случае каретку прихватывают к швеллеру, и при необходимости срезают болгаркой, корректируют и снова прихватывают. Если створка закрывается без проблем, ее обваривают окончательно. Этот способ боле быстрый и дешевый, однако, замена каретки в таком случае – дело проблематичное.
Как только каретки установлены, ворота выставляются по уровню. К ближнему нащельнику приваривается верхний опорный ролик. Он будет удерживать створку от падения.
К дальнему нащельнику привариваются нижний и верхний улавливатели. При этом площадка нижнего улавливателя выставляется таким образом, чтобы концевой (нижний опорный) ролик наезжал на нее и немного приподымал створку.
Концевой ролик устанавливается в передний торец створки ворот.
Установка и проверка работы откатных ворот
Когда все элементы консольных ворот собраны, можно установить створку и проверить ее работоспособность:
- Створка по кареткам должна ходить свободно без особых усилий и посторонних шумов.
- Концевой ролик должен заходить в нижний улавливатель таким образом, чтобы зазор между верхним улавливателем и створкой был минимальный.
- Створка не должна люфтить. В закрытом состоянии она не должна шататься. Люфт может стать причиной выхода из строя верхнего поддерживающего ролика.
- Если есть проблемы с вышеперечисленным, систему необходимо заново регулировать.
- Ремонт или покупка деталей откатных ворот будет стоить гораздо больше потраченного на регулировку времени.
Выбор и монтаж электропривода
Для автоматизации открывания створки ворот используют специальные приводы. Они представляют собой электродвигатель с комплексом автоматики и насаженной на вал приводной шестерней. Вращаясь, шестерня передвигает прикрепленную к створке зубчатую рейку.
Помимо привода, в комплект автоматики ворот входят:
- Оптические датчики. Они не дадут воротам закрыться, если в проеме будет находиться помеха.
- Сигнальная лампа. Она предупредит пользователя о движении створки.
- Антенна. Необходима для дистанционного управления воротами.
- Шкаф управления.
Монтаж автоматики должен производиться исключительно специалистами, так как стоимость всей системы довольно высокая, а неверная центровка привода или его подключение к цепи может привести к выходу из строя.