Постоянно растущие цены на традиционное топливо заставляют хозяев частных домов искать альтернативу газу, древесине или мазуту. Одним из таких источников может стать утилизация отработанного масла, которого в год скапливается миллионы тонн. К отработанным маслам относится не только моторные, которые меняются на автосервисах, это могут быть машинные масла, используемые для промышленных агрегатов, растительные масла предприятий пищевой промышленности. Их сжигание может приносить неплохой эффект как в экономическом, так и в экологическом плане.
Содержание
- Принцип работы топливной горелки для отработанного масла
- Преимущества и недостатки горелки для котлов на отработанном масле
- Отличие горелки на отработанном масле от паяльной лампы
- Изготовление горелки на отработанном масле своими руками
- Горелка на отработанном масле своими руками: чертежи, фото
- Горелки на отработанном масле своими руками: видео
Работа обычного котла, который рассчитан на сжигание газа, мазута или дизельного топлива на отработанном масле практически невозможно. Проблема заключается в самом топливе. В отличие от газа или солярки масло очень трудно поджечь. Вторая проблема заключается в чистоте самого топлива. Масло, которое использовалось в двигателях внутреннего сгорания, часто содержит в себе примеси бензина или охлаждающей жидкости, что значительно затрудняет ее воспламенение. Для отработки необходима особая конструкция горелки. О том, как сделать горелку на отработанном масле своими руками – далее в статье.
Принцип работы топливной горелки для отработанного масла
Обычная форсунка, которая устанавливается в газовом или жидкостном отопительном котле, работает следующим образом:
- Топливо, если это мазут или солярка, закачивается в специальный резервуар, где оно предварительно нагревается при помощи тепла от работы котла.
- Затем при помощи насоса топливо под высоким давлением нагнетается на форсунку, которая имеет очень узкое выпускное отверстие.
- Благодаря форсунке топливо впрыскивается в виде тумана, который легко воспламеняется.
При использовании в подобной схеме отработанного масла обычная форсунка часто забивается, а масло очень плохо горит. Решение данной проблемы придумал английский изобретатель Роберт Баббингтон, который запатентовал особую горелку для дизельного топлива, которая отлично работает и на отработанном масле. После того, как срок патента истек, чертежи данного изобретения оказались в широком доступе. Как выяснилось позже, предложенная Баббингтоном конструкция довольно проста, и повторить ее может практически любой, кто хоть минимально знаком со слесарным делом.
Принцип действия горелки Баббингтона заключается в следующем:
- В сопло подается сжатый воздух через форсунку. Она имеет сферическую поверхность, по которой сверху самотеком подается отработанное масло.
- В центре форсунки имеется отверстие диаметром 0,1-0,3 мм, через которое подается сжатый воздух. Благодаря силе поверхностного натяжения масло образует на сферической поверхности тонкую пленку.
- Благодаря давлению воздуха из форсунки тонкий слой масла подается в сопло, где и сгорает.
- Несгоревший материал стекает в отстойник, после чего при помощи насоса подается на форсунку. При этом для лучшего нагрева подаваемого масла (при этом улучшается его текучесть и, соответственно, уменьшается толщина пленки) трубку подачи размещают рядом с соплом, температура которого при горении высока.
Такой способ позволяет более эффективно сжигать топливо различного происхождения и с высоким содержанием негорючих примесей.
Преимущества и недостатки горелки для котлов на отработанном масле
Преимущества:
- Главным преимуществом горелки Баббингтона на отработанном масле является ее неограниченные возможности. В этой конструкции можно использовать любую отработку масла, разной степени загрязненности.
- Благодаря отсутствию давления отработки и подачи его через форсунку горелка практически никогда не забивается, что снижает частоту ее обслуживания.
- Еще одним немаловажным преимуществом такой горелки является простота ее конструкции. При желании и элементарных слесарных навыках, сделать такую конструкцию не составит особого труда. При этом используемые материалы не стоят слишком дорого, что позволяет сделать ее без особых материальных затрат.
Недостатком такой горелки, скорее, является материал, который сжигается при ее помощи. Масло — довольно грязный материал, если сравнивать его с газом. Поэтому чаще всего данный материал используют для обогрева промышленных помещений, так как проливы его на пол, а с ними придется все равно сталкиваться, могут испортить напольное покрытие.
Еще одной проблемой при использовании этой горелки может стать постоянная необходимость нагнетания воздуха. Для этого нужен постоянно работающий компрессор. При отсутствии электроэнергии котел может просто остановиться.
Отличие горелки на отработанном масле от паяльной лампы
Многие часто думают, что принцип работы горелки на отработанном масле схож с работой паяльной лампы. Однако, это далеко не так. Дело в том, что топливо, которое заливается в емкость паяльной лампы, подается на форсунку без смешивания с воздухом. Тот воздух, который накачивается внутрь при помощи ручного насоса, необходим только для нагнетания давления, благодаря чему топливо подается на форсунку. Проходя через топливопровод, бензин нагревается теплом от сопла и расширяется, за счет чего давление на форсунке повышается и топливо подается под большим давлением в виде тумана. Уже в сопле оно смешивается с воздухом и поджигается.
В горелке Баббингтона все наоборот. Топливо подается не под высоким давлением, стекает по полусфере самотеком. При этом оно смешивается с воздухом сразу и подается в сопло, где горит.
Единственным сходством является подогрев топлива в трубопроводе от температуры сопла.
Изготовление горелки на отработанном масле своими руками
Как уже говорилось ранее, конструкция такой горелки довольно проста. В корпус самодельной горелки на отработанном масле необходимо подвести воздухоподающую трубку с наконечником в виде полусферы, а также трубку подачи отработанного масла и магистраль отвода несгоревшего топлива.
Необходимые материалы:
- Для корпуса горелки отлично подойдет водопроводный тройник. Лучше использовать стальную деталь. Медь слишком мягкая для этих целей, да и стоит медный тройник гораздо дороже стального, что очень важно при изготовлении горелки в первый раз, так как можно испортить материал. Внутренний диаметр резьбы тройника должен быть не менее 50 мм.
- Для сопла можно предусмотреть обычный сгон наружным диаметром резьбы 50 мм. Его длина должна быть не менее 100 мм.
- Для изготовления трубопровода подачи топлива в корпус горелки используется медная трубка диаметром 10 мм с напрессованными на нее штуцерами. Если сделать это самостоятельно проблематично, можно обратиться в любой автомагазин, который торгует запчастями для авто. Они часто продают трубопроводы на тормозную и топливную системы, а также могут изготовить его на заказ по требуемой длине. Необходимо будет только оплатить стоимость трубы, штуцеров и работы по их запаковке. Длина трубки должна быть достаточной для того, чтобы сделать несколько витков вокруг сопла для нагрева подаваемого топлива.
- Чтобы изготовить патрубок подачи воздуха, необходима стальная труба с диаметром не менее 10 мм.
- В конце трубки приваривается полусфера, из стали, чтобы обеспечить подачу воздуха. Диаметр ее должен быть таким, чтобы она свободно проходила по тройнику.
- Заглушка с наружным диаметром резьбы не менее 50 мм. Она будет необходима для установки воздушного трубопровода.
Помимо материалов для производства данной работы необходимы будут следующие инструменты:
- Сварочный полуавтомат.
- Дрель и набор сверл.
- Набор метчиков для метрической и трубной резьбы.
Порядок монтажных работ:
- Для удобства работы вначале лучше составить примерный чертеж горелки на отработанном масле. Это существенно облегчит процесс подбора и изготовления деталей, а также сборки всей конструкции.
- Первым делом необходимо в центре заглушки проделать отверстие диаметром равному диаметру трубы.
- Далее на конец трубы подачи воздуха наваривается полусфера. Перед этим в ней строго по центру проделывается отверстие. С этим могут возникнуть проблемы, так как вряд ли в домашних инструментах найдется подходящий инструмент. Решением проблемы может стать установка жиклера советующего внутреннего диаметра.
- После того как полусфера приварена к трубке, последняя приваривается к заглушке. Сделать это нужно максимально аккуратно, чтобы трубка подачи воздуха стояла строго по центру корпуса горелки. В противном случае поток воздуха будет попадать не по центру сопла, а на его стенки, что сделает работу горелки неэффективной.
- Затем заглушка вкручивается в тройник. И при помощи штангенциркуля замеряется положение полусферы. Именно в том месте, где она будет находиться, в корпусе сверлится отверстие для подачи топлива. Оно должно точно попадать на верхнюю дугу, чтобы стекать по всей полусфере.
- В отверстии при помощи метчика нарезается резьба для закрепления штуцера. Затем в выход тройника вкручивается сгон, тем самым устанавливается сопло. Трубка подачи масла в горелку обкручивается на 2-3 витка вокруг сопла и подключается к системе подачи отработки.
- Трубка подачи воздуха присоединяется к нагнетающему компрессору. В корпусе горелки необходимо сделать отверстие для поджига смеси. Снизу в тройник вкручивается патрубок отвода несгоревшего масла.
- Теперь горелку на отработанном масле можно испытать. Для начала ее закрепляют на специальном кронштейне. Чтобы испытания не стали причиной пожара, проводить их желательно на открытой местности. Для начала на горелку подается сжатый воздух, а затем отработанное масло, после чего смесь поджигается. По мере прогрева горелки ее работа должна быть гораздо стабильнее.